Chertov Boris ([info]chertov) wrote,

Нас отличают по брукам!

Когда-то легендарному разведчику Абелю знакомый еврей-закройщик, уроженец Западной Белоруссии, говорил во время примерки: учат у нас где-нибудь "людей на шпионов", потом отправляют куда-нибудь "у в Лондон с парашютом", и через десять минут после приземления их "берут"! Почему? - спрашивал и сам отвечал: "Бруки"! (из книги Валерия Аграновского "Профессия – иностранец").

А ведь действительно, сколько мелочей: узкие или широкие, проглаженные или нет, с манжетами или без, не говоря уже о материале и т.п. И набор из всех этих мелочей вполне может оказаться достаточным для того, чтобы люди разных культурных и национальных традиций могли идентифицировать друг друга.

Удивительно происхождение этих мелочей. Мы так привыкли с детства к тому, что брюки гладят. А ведь это результат нелепого недоразумения. Когда-то Америка практически всю одежду закупала в Европе. И вот какой-то рационализатор предложил проглаживать брюки перед загрузкой их в трюм. Исключительно для большей вместимости. Предполагалось, что эту технологическую складку разгладит принимающая сторона. Но то ли американские заказчики поленились, то ли приняли складку за писк новой европейской моды, но факт остаётся фактом - брюки попали в продажу проглаженными. Что было дальше, нетрудно догадаться. В Европу стали приезжать американцы в проглаженных брюках и заразили европейцев "новой американской" модой.

История появления манжет не менее случайна. Достаточно было австрийскому императору Францу-Иосифу разок закатать брюки, пробираясь по весенней грязи возле дворца, как этому начали подражать его приближённые. "Когда б вы знали из какого сора..." Да, высокая мода делается не только во дворцах, но и в его подворотнях.

Говоря о случайностя, нельзя не упомянуть и о джинсах. Название им дала парусная ткань. Эти паруса назывались "голубыми из Генуи" ("блю де Женова" по-итальянски). На французском жаргоне название редуцировалось до "блюджин", пока со временем не превратилось в "джинс". Ткань делали из хлопка специального сорта с добавкой джутовых волокон для прочности. Только уточные нити окрашивали в синий цвет (индиго), чтобы по мере износа парусов белый цвет основы начинал проступать и сигнализировал о необходимости замены. Собственно, именно это свойство джинсовой ткани (износостойкость с "сигнализацией") и привлекло внимание одного из предпринимателей 19-го века, который начал шить из неё брюки для ковбоев. Сами понимаете, брюки у всадников изнашиваются быстро. Во второй половине 20-го века ковбойский стиль входит в моду и делает джинсы и модной, и повседневной одеждой.

Кстати, само слово "брюки" также происходит от названия ткани, а именно, от голландской материи "брюкиш". Хотя слово впервые встречается в российских документах ещё в 16-м веке, долгое время оно употребляется лишь как частная разновидность штанов. Так что облако у Маяковского не случайно одето "в штаны". Напиши он поэму лет через 10, и облако могло бы быть в брюках.

Заговорил о литературе и опять вспомнил рассказ Аграновского. Почему речь зашла у него о закройщике? В 1924 году Абель приехал в Гамбург с целью привлечь царскую резидентуру на советскую сторону. Он был тщательно подготовлен, прекрасно знал несколько немецких диалектов, достаточно хорошо знал город, чтобы не задавать ненужные вопросы. Вот что он рассказывает:

Представьте: раннее утро. Ни души. Иду по сонному переулку, высматриваю нужный мне номер дома. Навстречу движется издали какой-то человек в кожаной кепке с большим козырьком, эта кепка - единственное, что я запомнил. Вдруг, поравнявшись со мной, он меня спрашивает. "Слушай", - говорит, - "ты не знаешь, где тут можно посс..ть?" - "Чего?!" - Он повторяет вопрос. "Да зайди", -говорю, - "хоть в ту или эту подворотню". Он исчезает в подворотне, и только тогда я понимаю, что он спросил меня по-русски, и я по-русски же ему ответил! Ну, думаю, все: провал. И это азывается первый советский шпион! Окончил с похвальной грамотой! И - всего полчаса в Гамбурге!

Но это был не провал. Абель так и не понял, как случайный прохожий слёту вычислил в нём русского. Потому и врезались ему в память слова знакомого закройщика. Как он мог вычислить? – По брукам!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 111 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]olgagermany

August 10 2005, 20:32:59 UTC 6 years ago

Интересно.

[info]chertov

August 10 2005, 20:34:17 UTC 6 years ago

спасибо :)

[info]white_unihorn

August 10 2005, 20:40:17 UTC 6 years ago

А я где-то читала, что меховая оторочка на одежде аристократов появилась для того, чтобы в мех сползали вши. Их оттуда было легче вытащить, чем из волос.

[info]chertov

August 10 2005, 20:53:32 UTC 6 years ago

вполне правдоподобно :)

[info]jessika_r

August 10 2005, 20:41:12 UTC 6 years ago

Спасибо Вам.

[info]chertov

August 10 2005, 20:51:59 UTC 6 years ago

:)

[info]lanka10

August 10 2005, 20:45:29 UTC 6 years ago

Про джинсы я знала, а вот откуда пошли отутюженные брюки - нет. Классно! Интересно.

[info]chertov

August 10 2005, 20:51:34 UTC 6 years ago

Я дал прочесть жене перед тем, как запостить. Она сказала: "Про джинсы зря написал, это многие знают". А я ответил: "у меня ещё в запасе глажка брюк". Спасибо :)

[info]lanka10

6 years ago

[info]dr_fred

August 10 2005, 20:54:10 UTC 6 years ago

:))
Красиво.

Энциклопедические знания - наше все! :)
Забэкапить, пожалуй, ваш журнал, что ли.. Буду подрастающему сынишке рассказывать со временем.

[info]chertov

August 10 2005, 21:06:09 UTC 6 years ago

Забэкапить - дело хорошее :) Но журнал же "живой", т.е. постоянно растёт...

[info]dr_fred

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]dr_fred

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]dr_fred

6 years ago

[info]hedeo

August 10 2005, 20:57:47 UTC 6 years ago

А мы немцев по скрепкам в документах из нержавейки узнавали. :)

[info]chertov

August 10 2005, 21:10:17 UTC 6 years ago

В смысле? Скрепки другой формы?

[info]hedeo

6 years ago

[info]tatkinder

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]brmr

August 10 2005, 21:12:20 UTC 6 years ago

за утюженные брюки спасибо - буду еще чуть чуть эрудированней :-)

[info]chertov

August 10 2005, 21:23:10 UTC 6 years ago

:)

[info]debora

August 10 2005, 21:15:00 UTC 6 years ago

Прелесть! И куча интересной инфы!!!

[info]chertov

August 10 2005, 21:20:42 UTC 6 years ago

спасибо :)

[info]varana

August 10 2005, 21:31:00 UTC 6 years ago

Вспомнилось :))

"И сшиты не по-русски широкие штаны"

Кстати, еще отличались способы пришивки пуговиц: параллельно или крест-накрест.

[info]chertov

August 10 2005, 21:56:23 UTC 6 years ago

Re: Вспомнилось :))

Из "Книги драгоценных ожерелий" (Ибн Руста, Персия, 9 век): Шаровары они носят широкие, 100 локтей материи идёт на каждые (речь идёт о жителях Восточной Европы).

[info]causa_siu

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]causa_siu

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]sige_vic

August 10 2005, 21:45:33 UTC 6 years ago

Спасибо, очень интересно.
А помните анекдот про Штирлица? Откуда вы узнали, что я советский шпион? Да ты ложку-то научился из стакана вытаскивать, а глаз все равно прищуриваешь, чтобы ложка в него не попала :-)

[info]chertov

August 10 2005, 21:57:15 UTC 6 years ago

не знал :))

[info]milady_winter

August 10 2005, 21:45:56 UTC 6 years ago

Очень здорово!
Спасибо большое!

[info]chertov

August 10 2005, 21:57:37 UTC 6 years ago

:)

[info]anu_sag

August 10 2005, 21:51:04 UTC 6 years ago

Cпасибо!

[info]chertov

August 10 2005, 21:58:20 UTC 6 years ago

:)

[info]andrushka_il

August 10 2005, 22:41:53 UTC 6 years ago

Спасибо.

Очень занимательно, есть вещи которые услышал впервые.

[info]chertov

August 11 2005, 05:11:28 UTC 6 years ago

Re: Спасибо.

Рад, что Вам понравилось :)

[info]vita239

August 11 2005, 00:17:33 UTC 6 years ago

Мне снова очень понравилось!
я вспомнил в этой связи историю открытия индиго в Европе

[info]chertov

August 11 2005, 05:06:12 UTC 6 years ago

С индиго связано множество легенд и историй. Вы про Адольфа Байера? (История про то, как он синтезировал индиго и по подложной экспертизе выдал за природное).

[info]vita239

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]karial

August 11 2005, 01:07:40 UTC 6 years ago

Очень интересно! особенно про глажку.

[info]chertov

August 11 2005, 05:08:10 UTC 6 years ago

Спасибо :)

[info]egor_13

August 11 2005, 02:13:51 UTC 6 years ago

:)
> само слово "брюки" также происходит от названия ткани, а именно, от голландской материи "брюкиш".
-- Мне где-то встречалась информация, что в англо-саксонском, что ли, языке штаны назывались "бругс" или "брокес".

[info]yazon

August 11 2005, 04:19:45 UTC 6 years ago

Одна из самых распространённых версий увязывает происхождение слова "брюки" с бельгийским городом "Брюгге".

[info]egor_13

6 years ago

[info]alon_68

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]alon_68

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]tanvika

6 years ago

[info]cheboro

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]egor_13

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]konstantinna

August 11 2005, 05:15:58 UTC 6 years ago

Действительно очень интересно! Слышала от родителей, что когда они приехали в Париж в 61-м, то первым делом пошли покупать одежду, в том числе и брюки, поскольку иначе они слишком сильно бы выделялись на общем фоне. Они не были разведчиками, но и быть белыми воронами явно не хотелось.

[info]chertov

August 11 2005, 05:24:14 UTC 6 years ago

Спасибо. Мой институтский куратор рассказывал, что во время его стажировки в Лондоне он зашёл в крупный супермаркет. Зашёл только посмотреть. Время было советское. Валюты у него было мало. К нему тут же подкатил менеджер со словами: "Мужчина, Вам нужны брюки!"

[info]savta

August 11 2005, 05:20:31 UTC 6 years ago

А по брукам ли?

Может, конечно и так, но есть и ещё что-то! Я в Израиле живу уже 28 лет. Одежда, конечно, вся "тутошняя", но и сейчас ни с того, ни с сего обращаются по-русски. Ладно, акцент - он всегда выдаёт, одежда, тоже, но что-то ещё есть. Есть что-то в лицах у нас, в выражении лиц, в фигуре... Это, конечно, другая тема.

[info]chertov

August 11 2005, 05:28:40 UTC 6 years ago

Re: А по брукам ли?

Да, безусловно, кроме "брук", нас выдаёт и многое другое. Даже, когда мы молчим. И я в метро сразу выделяю иностранцев-европейцев. Причёска, очки, манера сидеть и стоять, взгляд, поведение. Но одежда, конечно, выдаёт первой.

[info]off_base

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]metrika

August 11 2005, 05:33:19 UTC 6 years ago

Спасибо большое. Безумно интересно!

[info]chertov

August 11 2005, 05:35:01 UTC 6 years ago

Спасибо. Рад Вас видеть. Думал, Вы в отъезде.

[info]metrika

6 years ago

[info]chertov

6 years ago

[info]laniana

August 11 2005, 05:53:15 UTC 6 years ago

Спасибо! И факты интересные, и рассказчик Вы очень хороший :)

[info]chertov

August 11 2005, 21:07:09 UTC 6 years ago

Спасибо :))

[info]orel_na_vole

August 11 2005, 06:10:38 UTC 6 years ago

Интересно!

[info]chertov

August 11 2005, 20:20:24 UTC 6 years ago

спасибо :)

[info]icbob99

August 11 2005, 06:11:40 UTC 6 years ago

"Собственно, именно это свойство джинсовой ткани (износостойкость с "сигнализацией") и привлекло внимание одного из предпринимателей 19-го века, который начал шить из неё брюки для ковбоев"
Yunoshu zvali Levy Strauss. Pribiv iz Germanii, etot immigrant, kak i mnogie ego sorodichi zanialsia torgovlei s lotka. On hodil ot poselka k poselku i prodaval tovari s lotka. Odnjdi po-deshevke on kupil partiu parusini. No na chto ona kovboyam? Poetomu iz parusini poshili shtani, kototrie bili rzkuplini vmig. A Levy osnova firmu po poshivu odejdi.
Tak legenda glasit.

Istochnik: Doc. film "Imigranti v Amerike" History Channel (Ya tam nashel filmi "The Irish in America" and "Italians in America", no na kanale Ya videl i Evrei v Americe)

P.S. Levy Strauss po-moemu napisano ne pravil'no, ya bol'she lublu bruky Wrangler :)

[info]chertov

August 11 2005, 20:02:27 UTC 6 years ago

Спасибо за уточнение. Да, Вы правы, что это был именно Леви Страус. Я проверил. Почему-то считал, что их начали шить ещё до него, а он только запетентовал. Подозреваю, что истинным изобретателем был не он сам, а портной Джейкоб Дэвис, т.к. патент выдан на 2 имени.

[info]icbob99

6 years ago

[info]ir_vir

August 11 2005, 06:28:44 UTC 6 years ago

Конечно, интересно:)))
И как всегда, естественно "читать"!:))))

[info]chertov

August 11 2005, 20:02:52 UTC 6 years ago

спасибо :))

[info]ainesk

August 11 2005, 06:43:49 UTC 6 years ago

очень интересно!

Я еще в Голландии узнала, что брюки по-голландски [брук], а теперь, благодаря Вам, поняла как появилось это слово.

[info]chertov

August 11 2005, 20:21:54 UTC 6 years ago

Спасибо. Пока я был на работе, тут френды отследили цепочку дальше. Что ткань от названия города, а город от слова "мост".

[info]geshefter

August 11 2005, 06:53:22 UTC 6 years ago

Спасибо! А в какие времена эти стрелки заглаживали?
И продолжения не будет ли (про другие одежды)?

[info]chertov

August 11 2005, 19:59:50 UTC 6 years ago

Если не ошибаюсь, это происходило в конце 19-го века. После погромов 1905 года в Америку приехало большое количество евреев из России. Им нужно было чем-то зарабатывать. Многие начали шить. Так что к 1-й мировой войне Америка уже не нуждалась в европейской одежде так остро.

Продолжение? Не знаю пока, но учту Ваше пожелание. По настроению :)

[info]geshefter

6 years ago

Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…