Chertov Boris ([info]chertov) wrote,
@ 2008-03-02 14:50:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Читаю-размышляю. Охота на тигров-людоедов.
Оканчиваю слушать книгу Джима Корбетта "Кумаонские людоеды", в которой знаменитый охотник описывает, как он помогал жителям этого горного региона северной Индии избавиться от тигров-людоедов (и леопардов - тоже), буквально терроризировавших этот край. Это тот редкий случай, когда про профессионального охотника хочется сказать: охотник-гуманист. Первый тигр-людоед, которого ему удалось застрелить (было это в 1907 году), сначала наводил ужас на непальские деревни (там он съел около 200 человек). Когда непальским крестьянам удалось его изгнать, он переселился в горные районы Индии, где за 4 года до приезда Корбетта съел ещё 234 человека. За время преследования, описаннного в книге, число жертв увеличилось ещё на 10. Я написал "преследование" и сразу почувствовал, насколько это слово неточно отражает то, что происходило. Но точных слов для подобной ситуации в русском языке, похоже, и не существует. Это была взаимная охота. Человек охотился на тигра, а тигр - на человека. Это был охотничий поединок.

Когда Корбетт прибыл в одну из деревень этого региона, он увидел картину, напомнившую мне исторические описания чумных или военных времён. Связи между деревнями были практически полностью разрушены. В особенно острые периоды люди боялись выходить из своих домов по нескольку дней, предпочитая голодать и - как бы это сказать помягче? - разводить антисанитарию. Практические не было семей, у которых кто-то из близких не пострадал. У одного из мужчин, с которым беседовал охотник, тигр съел жену и двух сыновей. Тигр (на самом деле это была тигрица) даже не пытался выслеживать одиночек в джунглях (люди уже не рисковали ходить поодиночке). Он подкрадывался и выхватывал одного из работавших недалеко от дома или в поле людей и уносил в джунгли. Крестьяне цепенели от страха и редко пытались помочь пострадавшему. Поэтому один из описанных случаев особенно поразил меня. Это произошло за год до приезда охотника. Приведу цитату:

Прямо над дорогой на склоне холма владелец хутора построил себе хижину. Жена его - мать двоих детей, мальчика четырех лет и девочки шести - была младшей из двух сестер. Как-то раз обе сестры заготовляли траву на холме, когда внезапно появилась тигрица и схватила старшую. Младшая целых сто ярдов гналась за тигрицей, размахивая серпом и умоляя тигра-людоеда отпустить сестру и взять ее взамен. Вся деревня была свидетелем этого невероятного героизма. Протащив мертвую женщину сто ярдов, тигрица бросила ее и обернулась против своей преследовательницы. С громким ревом зверь бросился на храбрую женщину. Та повернулась, побежала вниз по холму, перебежала через дорогу, очевидно, в намерении сообщить жителям о случившемся.

Младшая сестра осталась жива, но полностью потеряла после этого случая дар речи. Корбетт, побеседовав с ней, отметил, что у неё блуждали глаза. В остальном она была нормальна. Он пообещал женщине, что отомстит за её сестру. Пообещал, но сам застыдился своих слов, т.к. не был уверен, что сможет их выполнить. Ему, как и всем, было страшно. Но есть люди, которые свой страх умеют преодолевать.

Я не буду здесь пересказывать книгу и описывать все сложности, которые преодолел охотник. Скажу только, что когда тигрица была убита, крестьяне попросили Корбетта не снимать с неё шкуру сразу. Получив разрешение, они, сменяя друг друга, пронесли тяжёлую тушу (по горным тропам!) через все деревни, чтобы все убедились воочию, что времена террора завершились, что жизнь вернулась в прежнее русло. Когда же охотник снял тигриную шкуру, он первым делом пришёл на хутор, где жила немая жещина и расстелил шкуру перед порогом её дома. Дальше опять цитирую:

Я не рискую вдаваться в теоретические рассуждения по поводу шока и противошока, так как ничего не понимаю в этом вопросе. Все, что я знаю, - это то, что женщина, которая считалась немой в течение двенадцати месяцев и четыре дня тому назад не делала даже попыток отвечать на мои вопросы, побежала от хижины к дороге, приглашая мужа и соседей прийти и посмотреть, что привез саиб. Это внезапное восстановление речи очень озадачило детей, которые не могли оторвать глаз от лица матери.

В заключение скажу, что Корбетт никогда не убивал животных просто ради удовольствия охоты. Он чаще фотографировал животных, чем убивал, и мучился совестью, даже когда приходилось стрелять в спящего людоеда. Местные крестьяне считали Корбетта святым (разумеется, в индуистском, а не в христианском значении этого слова). Они говорили, что никто не может прожить 3 дня в джунглях и вернуться оттуда живым, если у него нет небесных покровителей. На одном из сайтов я прочёл, что память о нём они сохраняют в преданиях до сих пор.



(67 comments) - (Post a new comment)


[info]chva
2008-03-02 11:58 am UTC (link)
Очень похоже на историю человеческого общества — один тиран может запугать миллионы людей. Покорность держится на страхе. Я жил долгое время в Приморье, там подобная ситуация и в самые давние времена была невозможна. Коренное население — не крестьяне, а охотники (им и сейчас разрешено носить оружие), вполне успешно охотились на тигров, и уж ни один из этих зверей не мог бы загрызть и пятерых, не то что сотни. А ведь уссурийский тигр крупнее и опаснее бенгальского.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 12:08 pm UTC (link)
Неприятная особенность того времени и той местности была ещё в том, что правительство запретило крестьянам носить даже гладкоствольное оружие. Если бы не этот запрет, жерт было бы меньше. С другой стороны, до введения запрета крестьяне стреляли в тигров, защищая скот, а раненные тигры обычно и становились людоедами, т.к. не могли больше заниматься традиционной охотой.

Говоря о запугивании, добавлю к посту то, что крестьяне были уверены, что тигр запомнит того, кто мешает ему унести добычу и обязательно отомстит. Но были и случаи удивительного самообладания и храбрости. Один старик в поисках сына несколько дней без оружия ходил по джунглям. Другой человек (необычайно сильный) сумел сбросить с себя тигра, который вцепился ему в лицо. Тигр слетел с горного уступа (не разбился), человек выжил, но лишился половины лица.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]chva, 2008-03-02 12:14 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 12:18 pm UTC
(no subject) - [info]chva, 2008-03-02 12:51 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 07:58 pm UTC

[info]vitus_wagner
2008-03-02 12:11 pm UTC (link)
Именно. Над этими индийскими крестьянами был заминдар или раджа какой-нибудь, который их из поколения в поколение строил. Построил. На свою голову. Пришел Клайд с батальоном красных мундиров и весь субконтинент к ногам английского короля положил вместе с заминдарами и раджами. И уже потом всякие Корбеты на основании своих представлений о гуманизме тигров истребляли.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 12:16 pm UTC
(no subject) - [info]vitus_wagner, 2008-03-02 12:20 pm UTC
(no subject) - [info]incognitus7, 2008-03-02 12:47 pm UTC
(no subject) - [info]chva, 2008-03-02 01:09 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 01:12 pm UTC
(no subject) - [info]vitus_wagner, 2008-03-02 03:27 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 04:28 pm UTC
(no subject) - [info]vitus_wagner, 2008-03-02 04:41 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 05:11 pm UTC
(no subject) - [info]incognitus7, 2008-03-02 06:09 pm UTC
(no subject) - [info]vitus_wagner, 2008-03-02 03:25 pm UTC
(no subject) - [info]incognitus7, 2008-03-02 06:08 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 08:03 pm UTC

[info]abax
2008-03-02 11:59 am UTC (link)
только Корбетт, насколько я понимаю, профессиональным охотником никогда не был - в смысле, за деньги не охотился.

а человек очень привлекательный, да

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 12:13 pm UTC (link)
Да, он отказался от премии. И у крестьян старался не брать еду (только молоко). Я под профессионализмом понимал здесь иное - знание ремесла. Человек занимался этим полвека (с перерывами на 2 мировые войны, в которых участвовал).

Кстати, коренные индийцы-охотники (профессионалы в смысле денег) того же самого тигра (его называли по местности чампаватским людоедом) убить не сумели, спасовали.

(Reply to this) (Parent)


[info]dr_music
2008-03-02 12:07 pm UTC (link)
спасибо, очень интересно.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 12:19 pm UTC (link)
спасибо, что читаете :)

(Reply to this) (Parent)


[info]anatbel
2008-03-02 12:38 pm UTC (link)
Насколько я помню, Джим Корбетт имел прозвище "джентльмен".
Очень красиво.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 12:46 pm UTC (link)
Пока я писал пост, фраза "охотник-джентельмен" вертелась на языке, но я её так и не вставил в текст. А зря. Спасибо за дополнение.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]sid75, 2008-03-02 01:34 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 08:58 pm UTC

[info]sid75
2008-03-02 01:23 pm UTC (link)
Я читала Корбетта очень давно и все детали забыла. Помню только, что и книга, и сам Корбетт как личность произвели на меня сильнейшее впечатление.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 03:54 pm UTC (link)
Самое интересное, что я эту книгу давным-давно купил, но как это часто бывает, она пролежала в шкафу нетронутой. А сейчас вот натолкнулся на её же аудиоверсию, всунул в уши наушники и уже не смог оторваться.

(Reply to this) (Parent)


[info]ivanov_petrov
2008-03-02 01:26 pm UTC (link)
читал его книги в детстве. великолепны, конечно

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 03:57 pm UTC (link)
А я купил эту книгу давно (15, если не больше, лет назад), но как-то заставил далеко в шкаф и забыл про неё. Жалко, что не прочёл раньше.

(Reply to this) (Parent)


[info]white16
2008-03-02 02:23 pm UTC (link)
Прекрасная книга. А еще лучше - "Леопард из Рудрапраяга"... :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 04:21 pm UTC (link)
Я слышал об этой книге, но ещё не читал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]white16, 2008-03-02 07:24 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 07:56 pm UTC
(no subject) - [info]white16, 2008-03-02 08:01 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 08:11 pm UTC
(no subject) - [info]white16, 2008-03-02 08:16 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 08:31 pm UTC
(no subject) - [info]white16, 2008-03-02 08:19 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 08:39 pm UTC

[info]marina_de
2008-03-02 03:02 pm UTC (link)
ужасы какие в этой книге!

А вообще, Борис, так странно свучит первая строка поста:
"заканчиваю СЛУШАТЬ книгу..." Хотя знаю, что аудиозаписи уже давно
не новинка:)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 03:47 pm UTC (link)
1. Я привёл, Марина, не самые страшные места. Он ведь как охотник описывал, как шёл по следу украденного человека и что находил по пути.
2. Я в последнее время часто пишу: "перечитал (прослушал) такую-то книгу". Да, увлёкся аудиокнигами. У них есть свой шарм. А главное - удобно слушать в общественном транспорте.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]marina_de, 2008-03-02 03:49 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 04:08 pm UTC
(no subject) - [info]marina_de, 2008-03-02 04:31 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-02 05:16 pm UTC

[info]filorema
2008-03-02 03:05 pm UTC (link)
Спасибо,очень интересно! Вспомнился сразу "Дерсу Узала",тоже очаровательная,очень своеобразная книга!

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 03:51 pm UTC (link)
Да, это удивительные книги (и "Дерсу Узала", и "По Уссурийской тайге", если не перевираю название). Я тоже мысленно сравнивал их с книгой Корбетта.

(Reply to this) (Parent)


[info]erema_o
2008-03-02 03:50 pm UTC (link)
Борис, привет!
Что все наши тревоги по сравнению со страшным тигром!

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 04:20 pm UTC (link)
Это точно. Всё познаётся в сравнении.

(Reply to this) (Parent)


[info]bagira
2008-03-02 05:43 pm UTC (link)
А в Чикагском Музее Филда стоят чучела двух львов Цаво, сожравших несколько десятков строителей большого моста через одноименную реку.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 05:49 pm UTC (link)
Об этом, кажется, даже фильм был. Если не путаю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]bagira, 2008-03-02 05:50 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2008-03-03 09:53 pm UTC

[info]anni_lj
2008-03-02 06:33 pm UTC (link)
Очень интересная история. Как всегда, прочитала с большим удовольствием :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 08:23 pm UTC (link)
спасибо

(Reply to this) (Parent)


[info]asya_f
2008-03-02 07:04 pm UTC (link)
Ужасы! Да, Корбетт уже не в качестве охотника выступает, а как шериф, что-ли :)
Борис, я совсем не комментирую, но всегда с удовольствием читаю Ваши записки. Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-02 08:42 pm UTC (link)
Спасибо за добрые слова.

(Reply to this) (Parent)


[info]drtopper
2008-03-02 11:46 pm UTC (link)
Спасибо, очень интересно.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-03 06:47 pm UTC (link)
:)

(Reply to this) (Parent)


[info]pikkuvesi
2008-03-03 09:00 pm UTC (link)
Полтинник разменял! Наши поздравления!!!

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2008-03-03 11:35 pm UTC (link)
Спасибо тебе большое!

(Reply to this) (Parent)


[info]horvatiya
2008-03-04 05:06 pm UTC (link)
Борис, а можно попросить Вашей помощи - дать рекомендации по аудиокнигам для детей, и не только по книгам?

Мой друг, директор компьютерной фирмы, передаёт в дар одному детдому в Калужской области списанные компьютеры - списанные не из-за поломки, а из-за возросших требований заказчика. Собирается установить на них подходящее для учебных заведений ПО, а кроме того, привезти вместе с компьютерами некоторое кол-во развивающих игр и обучающих программ.
Я предложила добавить ему в этот список аудиокниги на дисках - вряд ли сейчас в детдоме есть проигрыватель, столь любимый нами в детстве, да и пластинки к нему не купишь, а компьютер даёт возможность устраивать такие "аудиослушания". Если Вы порекомендуете что-то для детей подходящее (и книги, и быть может, хорошие развивающие и обучающие диски) - было бы здорово.
Ответы и советы и от других людей будут полезны :)
"Чевостика" я уже ему назвала, про книгу про Миклухо-Маклая рассказала :), что ещё можно?

(Reply to this) (Thread)


[info]horvatiya
2008-03-04 05:16 pm UTC (link)
Заранее спасибо!

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]chertov, 2008-03-05 10:11 am UTC

(67 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…