Chertov Boris ([info]chertov) wrote,
@ 2009-01-25 21:32:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Так возникают ритуалы
Хочу поделиться интересным психологическим наблюдением над самим собой и над другими посетителями фитнес-клуба, в который хожу с сентября. Казалось бы, есть огромная раздевалка. В моих руках универсальный электронный ключ. Я могу занять любой из шкафчиков в любой из секций этой раздевалки. Но я выбрал некую секцию в самый первый день занятий и раздеваюсь теперь только в ней. Я облюбовал некий определённый шкафчик и теперь расстраиваюсь, когда он занят кем-то другим. Есть у меня любимая душевая кабинка, любимый велотренажёр, любимая дорожка в бассейне. То же самое я наблюдаю и у других людей. Практически ни с кем я там не общаюсь, но постоянные посетители примелькались, примелькались и их привычки. Само по себе это явление удивительно. Видимо, именно так возникали в древности и возникают сегодня разные ритуалы и суеверия.

Но не стал бы я писать этот пост, если бы не столкнулся с крайними проявлениями таких привычек в этом фитнес-клубе. Что я делаю, если "мой" шкафчик занят? Ищу ближайший соседний. Что я делаю, если на любимой дорожке плавает 2 человека, а на соседней - один или даже ни одного? Плюю на любимую и плаваю на соседней. Так поступаю я. Но есть человек, который плавает на одной и той же дорожке даже тогда, когда на ней – 2 человека (вместе с ним - 3!), а обе соседние пусты. Такую силу привычки я даже не в состоянии объяснить. В душевой я столкнулся с явлением ещё более удивительным. Представьте, 20 одинаковых душевых кабинок, из которых лишь одна занята мной, остальные – пусты. И вот подходит человек и спрашивает, долго ли мне ещё мыться. Я сразу понял, о чём речь, но он пояснил и сам: "Я привык мыться в этой кабинке". Он не грубил, он просто готов был подождать, если ждать недолго, лишь бы не изменять привычкам.

Наверное, ничего нет плохого в том, что у нас возникают подобные ритуалы на пустом месте – всюду, где есть выбор. Плохо, когда это привыкание зашкаливает и начинает затрагивать окружающих.



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(101 comments) - (Post a new comment)


[info]_const
2009-01-25 06:45 pm UTC (link)
конечно.
поэтому, кстати, есть - тропинки и дороги. и все данные выборы - кабинка, душ, дорожка, тренажёр - это всё тоже самое - некие "тропинке" в этой фитнес-части мира... и я думаю, суть этого явления - во-первых, безопасность, а во-вторых, как ни странно - минимизация РАЗМЫШЛЕНИЙ по второстепенным поводам, т.е. просто - минимизация (оптимизация?) деятельности - мозга (сознания).
хорошее наблюдение ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 06:54 pm UTC (link)
Не уверен, что это исчерпывается минимизацией мозговой деятельности или безопасностью. Почему, например, я выбрал 3-ю дорожку в качестве любимой? Потому что вначале я много плавал на спине, а на 1-й и 4-й (крайних) рука задевала за стенку бассейна. А 2-ю я невзлюбил из-за того старичка, к-й ходит каждый день в одно время со мной и занимает её независимо ни от чего (о нём я писал выше).

Но это всё изначально. Теперь я плаваю кролем, но дорожка уже запомнилась в качестве любимой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]_const, 2009-01-25 06:58 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-25 07:06 pm UTC

[info]babula
2009-01-25 06:56 pm UTC (link)
мы не только действуем, но и думаем и чувствуем по трафарету. А есть еще не только трафарет личностный, но и социальный, когда все граждане, как один идут куда-нибудь в ногу, или испытывают в одном порыве какие-нибудь эмоции. Зомби какие-то :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 09:40 pm UTC (link)
Но в данном случае трафарет создаём мы себе сами. Только это даже не трафарет. Мы сами ритуалом ограничиваем себе свободу выбора, когда её слишком много.

(Reply to this) (Parent)


[info]lisbetina
2009-01-25 06:56 pm UTC (link)
Рада Вашему возвращению. ;) Это сродни привычке )))

Действительно, любопытное явление, тоже его замечала. Вспомнила "Человека дождя", где герой-аутист держался за знакомые вещи, а при столкновении с незнакомыми впадал в панику. Это крайняя степень того же явления, по-моему. Понятно, что привычка не болезнь, но в чём-то похожи.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 07:13 pm UTC (link)
Это Вы верно заметили. :)

По поводу "Человека дождя". Получается, что все мы в какой-то степени аутисты. Просто в разной степени.

(Reply to this) (Parent)


[info]gray_bird
2009-01-25 06:58 pm UTC (link)
Потому как ситуация выбора всегда потребляет силы и внимание. Гораздо проще этот выбор сделать один раз и запомнить его значение, чем каждый раз тратить ресурсы на его выполнение.
Часто выбор очень простой(тот же самый шкафчик из примера), иногда сложный (например предпочитаемая фирма автомобиля), но механизм в обоих случаях действует один: проще восстановить сохраненное значение, чем создавать его заново...

(Reply to this) (Thread)


[info]a_konst
2009-01-25 08:29 pm UTC (link)
мне почему-то кажется, что форм-мажор типа "кабинка занята" уже привлекает силы и внимание.
Неужели на то чтоб подождать уходит меньше сил, чем на то чтоб решиться пойти в соседнюю пустую кабинку??

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]chertov, 2009-01-25 09:54 pm UTC

[info]forrary
2009-01-25 07:03 pm UTC (link)
ОБАЛДЕТЬ:)
даа, это уже что-то нездоровое.
в нашем клубе выдают номерки. и всегда разные. нет привычек - нет ритуалов, привязанных к каким то ящичкам:) хорошо бы другую привычку - пару раз в неделю ходить:)

(Reply to this) (Thread)


[info]forrary
2009-01-25 07:05 pm UTC (link)
и, кстати, рада увидеть вас в ленте. заходила, смотрела, вдруг пропустила:)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]chertov, 2009-01-25 07:10 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-25 07:11 pm UTC

[info]ivjanka
2009-01-25 07:12 pm UTC (link)
Это привязанность. Человек привязывается к кабинке/дорожке и как бы делает её частью своего Дома, персонифицирует её, может даже здоровается и прощается, если очень любит плавать/принимать душ после тренировки. Человек Живой, он против анонимности, он не может долго её выдержать, он оживляет вещи или места, которыми пользуется и знакомится с ними. И другая кабинка/дорожка всё-таки совсем не та, с ней надо заново выстраивать отношения. Когда привязанностей нет, это уже высокий уровень буддизма.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 09:57 pm UTC (link)
Да, это правильно. Мы все - немного кошки.

(Reply to this) (Parent)


[info]100000000000000
2009-01-25 07:15 pm UTC (link)
за три года у себя ничего подобного не замечал, правда выбора изначально мешьше - на рецепции выдают ключ с номером случайного свободного шкафчика.
Но в бассейне и душевых никогда особых пристрастий не было, всегда выбирал наиболее свободные...

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:09 pm UTC (link)
Я заметил, что такие ритуальные привыкания, какие я описал, возникают лишь при избытке свободы. Если душевые почти все свободны, я предпочитаю "любимую" кабинку. Если большая часть занята, то ищу место, где меньше всего людей. Это в ещё большей мере касается плавательной дорожки.

Но так поступает не любой человек. Это-то и удивительно, что есть люди, сила привычки которых настолько сильна, что они предпочитают плавать даже на переполненной дорожке, лишь бы это была "их" дорожка.

(Reply to this) (Parent)

Не по теме
[info]sid75
2009-01-25 07:33 pm UTC (link)
Рада Вас видеть. Честно говоря, уже волновалась и даже справлялась у одной общей френдессы. Она успокоила, что Вы просто заняты.
А я начала писать пост с Вашей подачи http://sid75.livejournal.com/77569.html , Там я Вас вспоминала:)
Еще надо, правда, вторую часть дописать.

(Reply to this) (Thread)

Re: Не по теме
[info]chertov
2009-01-25 09:43 pm UTC (link)
Спасибо. Рад взаимно. Да, я тут, просто не хватает времени. Пост Ваш прочту, поставил закладку.

(Reply to this) (Parent)


[info]little_orange
2009-01-25 07:34 pm UTC (link)
Нам однажды в студии, куда мы ходим ребенком, скандал закатила мамашка из-за того, что мы по незнанию разделись в их шкафчике, хотя такого правила - раздеваться в одном месте - никто не оговаривал. Понятно, что для малышей так удобнее - име легче найти свою одежду. но, думаю, для годовасиков это не имеет такого большого значения, их все равно мамы одевают.
И смешно, и обидно. И смешно, что уже год помню об этом :))

Наща жизнь вообще ритаулизирована именно таким образом. Мы спим с одной стороны кровати, пьем из одной любимой кружки, ходим в один и тот же магазин, красим сначала левый, а потом правый глаз (или наоборот)....

(Reply to this) (Thread)


[info]miss_mp
2009-01-25 08:30 pm UTC (link)
Просто ничего со времён детского сада не меняется. На лекциях в каждой(!) аудитории (из всех в универе) тоже есть "свои" места, и если занимаешь чьё-то чужое, будут ругаться :)
Мне кажется, что это просто от необходимости чувствовать что-то своим, как какой-то свой уголок. Животные тоже разделяют территорию для охоты, например. Возможно, этот инстинкт ещё оттуда пошёл :) Просто приятнее чувствовать, что это чуть-чуть твоё. "Стены помогают" тогда... Даже унификация не может отбить этот инстинкт - вроде бы ящички все одинаковые, ан нет - вот этот роднее и уютнее почему-то :) Человек по природе ссобственник, ничего уж тут не сделать :) даже многие годы, когда было "всё общее", не смогли убить этот инстинкт...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kazhetsiatania, 2009-01-25 11:30 pm UTC
(no subject) - [info]miss_mp, 2009-01-26 10:56 am UTC
(no subject) - [info]miss_mp, 2009-01-26 11:15 am UTC
(no subject) - [info]natusha_st, 2009-01-25 08:30 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-27 07:18 pm UTC

[info]erema_o
2009-01-25 07:44 pm UTC (link)
Боря! Где ты был? Рада тебя видеть.
А ритуалы - это жесть.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 09:48 pm UTC (link)
Я тут, никуда не уходил. Просто не успеваю писать. Тоже рад.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]erema_o, 2009-01-26 06:32 am UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-26 09:12 pm UTC
(no subject) - [info]erema_o, 2009-01-27 05:51 am UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-27 07:13 pm UTC
(no subject) - [info]erema_o, 2009-01-28 07:44 am UTC

[info]filona
2009-01-25 08:37 pm UTC (link)
Да уж, это я тоже замечала.
Тут на работе был забавный случай (извиняюсь за некоторую грубость).
Работаю в фирме, которая снимает офис в большом институте. Туалеты в конце коридора, обычные советские с кабинками. Три кабинки. Захожу как-то, первая занята, остальные свободы, я занимаю вторую. Слышу - зашла ещё какая-то женщина и говорит: "Безобрррразие! Мою любимую кабинку заняли! Безобррразие! Десять лет тут работаю, всегда хожу в одну и ту же кабинку, и тут её заняли!", и, похоже, направляется к третьей кабинке.
Из первой выходит другая женщина, новопришедшая ещё не вошла в последнюю кабинку и говорит ей: "Так это Вы заняли мою кабинку? Безобррразие!"
Та, чуть ли не оправдываясь: "Ну я во вторую обычно хожу, а её тоже заняли..."
"Как, и вашу заняли? Безобррразие!"

Я еле сдерживала смех. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 09:49 pm UTC (link)
Да-а. Это ещё круче, чем в моём случае :)

(Reply to this) (Parent)


[info]albir
2009-01-25 08:37 pm UTC (link)
Вы должны помнить поговорку "привычка - вторая натура". И еще. Мне сдается, что человек интуитивно выбирает кабинку, дорожку, шкафчик и т.д. как наиболее оптимальные для него. Есть же специально обученные люди, которые рассказывают, где должен стол стоять, а где диван... И в этом какой-то смысл, вероятно есть. А необученный человек делает это интуитивно. Впрочем, я уже повторяюсь.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:19 am UTC (link)
Не всегда выбирается оптимальное. Если душевую кабинку и дорожку я действительно выбрал, оптимизируя, то шкафчик выбрал совершенно случайно.

(Reply to this) (Parent)


[info]pali_ka
2009-01-25 08:43 pm UTC (link)
С возвращением!

Привычка - вторая натура. Но нерациональный зашкал типа "я привык мытся именно в этой кабинке" уже несколько ненормален....

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:17 pm UTC (link)
Спасибо! Приятно, что помните :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sara_j_
2009-01-25 09:27 pm UTC (link)
С возвращением, Борис )
Заставили задуматься...
- В ближайшем к дому супермаркете облюбовала "свою" кабинку для сумок.
- В метро, выезжая из дома - сажусь в вагон напротив стойки информации, на одно и то же место.. если кто-то обогнал - жду следующего поезда (благо, конечная).
Объяснение выбора есть и в первом и во втором случае.. но - забавно это..))

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-25 09:47 pm UTC (link)
В ходе комментирования я пришёл к выводу, что при чрезмерной свободе выбора человек создаёт ограничения этой свободе сам - в виде подобных ритуалов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]sara_j_, 2009-01-25 09:51 pm UTC

[info]sciuro
2009-01-25 10:47 pm UTC (link)
Рада Вас видеть :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:17 pm UTC (link)
Спасибо. Взаимно :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kazhetsiatania
2009-01-25 11:18 pm UTC (link)
С возвращением!
Однажды во время учёбы в универе меня попросили пересесть на другое место. По той причине, что я заняла место попросившего человека. При том, что все каждый раз рассаживались как придётся, а свободных парт было достаточно:)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-27 07:23 pm UTC (link)
Спасибо.

Думаю, что с такими людьми трудно дружить, трудно жить по соседству.

Я вспомнил случай, который мне рассказал когда-то один из друзей. Он, тогда ещё студент, ехал поздно вечером в пустом трамвае. Вошла старушка и стала рядом с ней. Все места вокруг были свободны. Но ей было важно, чтобы он уступил место.

(Reply to this) (Parent)


[info]k_griboedoff
2009-01-25 11:57 pm UTC (link)
Так как по теме уже всё высказали и добавить мне нечего, просто порадуюсь Вашему возвращению! :)
Пишите чаще!

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:19 pm UTC (link)
Спасибо. Да, в ходе обсуждения коллективным разумом раскрыли все причины такого поведения.

(Reply to this) (Parent)


[info]scheddi
2009-01-26 06:59 am UTC (link)
Я про такое только в книжках читала... Свой столик в ресторане и так далее. А я сама, кажется, побаиваюсь устоявшихся привычек.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:22 pm UTC (link)
Если я начинаю часто бывать в одном и том же кафе (часто - это 2-3 раза в год), то сразу же возникает "любимый столик". В одном из таких кафе я перестал бывать из-за невозможности занять этот столик. Предпочёл сменить кафе.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]scheddi, 2009-01-27 09:21 am UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-27 07:28 pm UTC
(no subject) - [info]scheddi, 2009-01-28 06:52 am UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-28 08:00 am UTC
Я даже Серому Вас пересказала! :-)
[info]hei_ho
2009-01-26 07:19 am UTC (link)
На самом деле найти "своё" место - вполне логичное для любого человека желание, но ждать, пока Вы выйдете из душа - бред. :-) Лично я постоянно сталкиваюсь с ситуацией "своего места" на парковке перед нашим домом: люди почему-то считают, что раз они ставят свою машину на N-ное место N-ное количество лет, туда и заборчики заградительные можно ставить - от других. Очень хочется подойти и спросить документы на право собственности на эту землю. :-))))))))))

(Reply to this) (Thread)

Re: Я даже Серому Вас пересказала! :-)
[info]chertov
2009-01-26 08:44 am UTC (link)
Я тоже об этом вспомнил, когда писал пост. И знаю случаи, когда тому, кто занимал такое пригретое место, даже шины прокалывали.

Но самая худшая ситуация с таким пригретым местечком была у нас, когда бомжи облюбовали себе спальное место в аккурат перед нашими окнами. Мат-перемат по ночам. Причём других бомжей они отгоняли. Это "их" домик! Они его первые застолбили! Продолжалось несколько месяцев.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]hei_ho, 2009-01-26 09:18 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-27 07:29 pm UTC

[info]catarine
2009-01-26 07:36 am UTC (link)
Борис, во-первых, хочу поздравить Вас лично с большим и прелестным событием! :)
во-вторых, очень рада Вас видеть, появляйтесь здесь почаще! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 08:47 am UTC (link)
Спасибо, Катя. Я тоже рад Вас видеть-слышать :)
Событие - тьфу,тьфу - потихоньку набирает вес :)

(Reply to this) (Parent)


[info]posthum
2009-01-26 08:06 am UTC (link)
Добрый день, Борис!
Рад видеть. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 11:53 am UTC (link)
Приветствую! Я тоже!

(Reply to this) (Parent)


[info]ivjanka
2009-01-26 08:35 am UTC (link)
Думаю такие жесткие привычки, как у дяденьки с кабинкой, пришли из детства, когда родители счлишком сильно верили в необходимость режима и порядка для ребёнка. Он и привыкал спать в своей кроватке, со своим плюшевым мишкой и под одним и тем же пледиком. В итоге родители не могли уехать в отпуск, потому что на новом месте закатывались истерики.
У меня тут пока Вас не было (в смысле, пока у Вас времени не было) появился малыш и я теперь все странности в человеке объясняю воспитанием в самом начале жизни.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 09:34 am UTC (link)
Поздравляю! А у меня, пока меня не было, появилась внучка (совсем недавно). Так что я теперь тоже "все странности в человеке объясняю воспитанием в самом начале жизни" :)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]chertov, 2009-01-26 11:45 am UTC
(no subject) - [info]ivjanka, 2009-01-26 12:23 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-27 07:30 pm UTC
(no subject) - [info]ivjanka, 2009-01-27 09:07 pm UTC
(no subject) - [info]chertov, 2009-01-28 06:30 am UTC

[info]_nik_
2009-01-26 10:01 am UTC (link)
Да, тут уже выше всё правильно написали. Я тоже считаю, что привычки — очень полезная штука, позволяющая сосредотачиваться только на необычном (обычно, важном).
Вот, пару лет назад писал об этом: http://users.livejournal.com/_nik_/7407.html

Единственный неприятный эффект от привычек — смещение масштаба времени. Время начинает буквально лететь, а жизнь, соответственно, пролетать.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 11:53 am UTC (link)
Если в описанных выше примерах меня привыкание не тревожит (не отвлекает от важного), то в тренажёрном зале и плавательном бассейне я постоянно с ним борюсь. Если не бороться, получается чистая физкультура, никакого развития мышц. Стараюсь периодически выводить себя из "зоны комфорта". Или говоря Вашими словами, пытаюсь удержать стремительно убегающее время.

(Reply to this) (Parent)


[info]e_rubik
2009-01-26 02:24 pm UTC (link)
Помимо привычки занимать конкретный шкафчик, существует привычка занимать шкафчик подальше от других посетителей. Интересно, как сочетаются эти привычки.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 08:51 pm UTC (link)
То, о чём я написал, происходило в практически пустых раздевалке и душевой. По моим наблюдениям, когда раздевалка или бассейн начинает наполняться, сам я всегда предпочитаю уступить любимый шкафчик или дорожку, лишь бы у шкафчика были скамейки посвободнее, а дорожка в бассейне была побезлюднее. Такое стремление занять равноотдалённые точки - вполне естественно для незнакомых людей, и оно не удивляет. Но те два человека, поведение которых я описал, имели противоположную систему приоритетов. И потому меня так удивили.

Думаю, моя система приоритетов характерна для большинства людей. Мы подобны черепашкам. Нам нужно в любом месте иметь вокруг себя свой "домик", и мы хотим, чтоб все незнакомцы держались от нашего домика подальше.



Стремление занять равноотдалённые точки - вполне естественно для незнакомых людей, и оно не удивляет. Т

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]chertov, 2009-01-26 08:58 pm UTC

[info]zelik32
2009-01-26 04:22 pm UTC (link)
Проблема существует, недаром говорят, что привычка - вторая натура. Человеку, столь привязанному к определённой душевой кабинке, можно посочувствовать и перейти домываться в другую кабинку.
Лет десять подряд ходил в открытый бассейн на стадионе Динамо (Москва) и любил долго "отмокать" после плавания под струёй горячей воды. Тоже был привязан к определённой дорожке и душевой кабинке, но всё же не до такой степени, как в описанном Вами случае. Внучка - это хорошо, поздравляю. Моей внучке 7 с половиной, а внук на десять лет старше.

(Reply to this) (Thread)


[info]chertov
2009-01-26 08:56 pm UTC (link)
Особенность ситуации была в том, что эта кабинка была и для меня - любимая. Так что - ни пяди! :)

Спасибо за поздравление.

(Reply to this) (Parent)


(101 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…